Консультация для воспитателей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

(Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Воспитатель: Л.И.Овсяникова

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. 

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задачи, которые решают цветные палочки:

1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
( упражнять в сравнении предметов).
3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
4. Осваивать прямой и обратный счет.
5. Познакомить с составом числа ( из единиц и двух меньших чисел).
6. Усвоить отношения между числами ( большем — меньше), пользоваться знаками сравнения >,<.
7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
8. Научить делить целое на части и измерять объемы.
9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.
11. Развивать пространственные представления ( слева, справа, выше, ниже и т.д.).
12. Развивать логическое мышление, внимание, память.
13.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Палочки Кюизенера — это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел:

• Класс белых чисел образует число 1. Он представлен белыми палочками;
• Класс красных чисел — числа, кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового(2), красного(4), вишневого (8) цветов;
• Класс синих чисел — числа, кратные трем (3,6,9). Он представлен палочками голубого (3), фиолетового(6), синего (9) цветов;
• Класс желтых чисел — числа, кратные пяти(5,10). Он представлен палочками желтого(5) и оранжевого(10) цвета;
• Класс черных чисел образует число 7. Это палочки черного цвета.

Между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет.
Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Просмотреть полностью/Скачать