Консультация для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»

Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педа­гогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не чита­тели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.

Наша педагогика рассматривает воспита­ние детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.  Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними проис­ходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём  к  формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе. Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:

  • Создание условий
  • Библиотека по произведениям,  рекомендованным «Программой»

(как в методическом кабинете,так и в каждой возрастной группе)

  • Книжный уголок (см. приложение №1)
  • Театральный уголок в группах старшего  дошкольного возраста и уголок ряжения в группах младшего дошкольного возраста
  • Создание мини-музея детской книги
  • Совместная деятельность с воспитателем
  • Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению  детей с художественной литературой
  • Ежедневное чтение произведений художественной литературы в отрезок времени, отведённый в режиме дня
  • Изготовление  книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности  по ручному труду (полечим книгу)
  • Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению  детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»
  • Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование  по произведениям худ. литературы)
  • Словарное творчество ( придумывание рассказов, загадок, сказок)
  • Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)
  • Литературно-музыкальные праздники
  • Конкурсы
  • Экскурсии в библиотеку
  • Посещение музеев (Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина …)

3. Самостоятельная деятельность детей

  • Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» — старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…
  • Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
  • Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

4. Организация работы с родителями

  • Анкетироание
  • Клубы
  • Литературные вечера
  • Конкурсы
  • Совместные праздники, досуги
  • Консультации
  • Выставки

Теперь хочу остановиться на педагогических средствах, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.

— Из каких частей состоит книга?

Обложка лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

^ Форзацразворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок — полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист — заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

— Какие литературные жанры вы знаете ?

  1. Рассказ,
  2. стихотворение,
  3. сказка,
  4. легенда,
  5. былина,
  6. предание,
  7. ода,
  8. повесть,
  9. роман,
  10. новелла,
  11. эпиграмма,
  12. загадка,
  13. потешка,
  14. скороговорка,
  15. считалка,
  16. пословица,
  17. басня и т.д.)

Самая главная задача при ознакомлении детей с худо­жественной литературой – это воспитание любви к книге

—  Следует ли сочетать несколько произведений на одном заня­тии?

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произ­ведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персона­же, а также произведения, посвященные какому-либо нравственно­му понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в кото­рых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

Схема построения занятия по ознакомлению с художе­ственной литературой следующая: (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 — основная часть -работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 — заключительная часть.)

—  Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов,  показ иллюстраций,

—   Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяс­нения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопроса­ми, замечаниями.

— Когда уместен показ иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтени­ем показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопро­вождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисун­ки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рас­сматривания.

Когда лучше всего читать детям художественную литературу  в  свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на  ходу, например, в  ожидании еды, умывания и т.п. ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся

довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть;  другие испытывают разоча­рование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.