Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.
Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём к формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе. Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:
- Создание условий
- Библиотека по произведениям, рекомендованным «Программой»
(как в методическом кабинете,так и в каждой возрастной группе)
- Книжный уголок (см. приложение №1)
- Театральный уголок в группах старшего дошкольного возраста и уголок ряжения в группах младшего дошкольного возраста
- Создание мини-музея детской книги
- Совместная деятельность с воспитателем
- Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой
- Ежедневное чтение произведений художественной литературы в отрезок времени, отведённый в режиме дня
- Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу)
- Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»
- Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям худ. литературы)
- Словарное творчество ( придумывание рассказов, загадок, сказок)
- Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)
- Литературно-музыкальные праздники
- Конкурсы
- Экскурсии в библиотеку
- Посещение музеев (Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина …)
3. Самостоятельная деятельность детей
- Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» — старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…
- Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
- Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
4. Организация работы с родителями
- Анкетироание
- Клубы
- Литературные вечера
- Конкурсы
- Совместные праздники, досуги
- Консультации
- Выставки
Теперь хочу остановиться на педагогических средствах, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.
— Из каких частей состоит книга?
Обложка — лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.
^ Форзац — разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.
Корешок — полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.
Титульный лист — заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.
Страница — одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.
— Какие литературные жанры вы знаете ?
- Рассказ,
- стихотворение,
- сказка,
- легенда,
- былина,
- предание,
- ода,
- повесть,
- роман,
- новелла,
- эпиграмма,
- загадка,
- потешка,
- скороговорка,
- считалка,
- пословица,
- басня и т.д.)
Самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой – это воспитание любви к книге
— Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?
Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).
Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.
Схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой следующая: (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 — основная часть -работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 — заключительная часть.)
— Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов, показ иллюстраций,
— Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?
Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.
В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
— Когда уместен показ иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой?
Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.
При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?
Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например, в ожидании еды, умывания и т.п. ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся
довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.